Государственный союзный ордена Ленина завод № 19 им. И.В. Сталина НКАП (ныне АО "ОДК-Пермские моторы")

Отрасль работы предприятия: Машиностроение
Название территории: Пермский городской округ
Название населенного пункта: г. Пермь
Адрес: г. Пермь ГСП-621 Комсомольский пр., 93
Координаты (широта): 57.982480
Координаты (долгота): 56.251775
Официальное название (в годы ВОВ и современное): Государственный союзный ордена Ленина завод № 19 им. И.В. Сталина НКАП (ныне АО "ОДК-Пермские моторы")
Даты деятельности: 1.06.1934 г. - н. в.
Структура предприятия: Управление, отделы, цехи (, участки, мастерские, конструкторское бюро, лаборатории, испытательная станция, авиаотряд
Количество персонала в годы Великой Отечественной войны: До 1941 г. - 16716 чел., 1941 г. - 12644 чел. К 1944 г. - 18111 чел.
Состав оборудования: К 1944 г. для обеспечения производственного процесса на заводе было установлено 45 молотов, 233 пресса, работали 132 автоматических и полуавтоматических металлорежущие станка.
Выпускаемая продукция (её применение): Авиационные моторы М-25, М-62 (АШ-62), М-82 (АШ-82), станки для нуд завода
Трудовые достижения в годы ВОВ: За годы войны изготовлено 31864 авиационных мотора для для истребителей Ла-5, Ла-7, бомбардировщиков Су-2 и Ту-2, Су-2, Пе-8, транспортных самолетов Ли-2
Правительственные награды и другие отличия: Мероприятия по повышению эффективности производства: социалистическое соревнование за звание лучшего цехи и отдела; индивидуальные соревнования (например, на звание «Почетный мастер», «Знатный технолог»), соревнования фронтовых бригад (в 1944 г. на заводе действовало 329 фронтовых бригад). В различных формах социалистического соревнования к концу 1944 г. принимали участие 98,2% работников завода. Эффективным способом мотивации работников предприятия стало учреждение Книги Почета (1 января 1942). Большое значение имело движение рационализаторов и изобретателей, активными участниками которого стали 557 человек. В 1942 г. было предложено рекордное для завода количество рационализаторских предложений и изобретений — 2528, из который 929 было внедрено в производственный процесс. Росту производительности труда способствовало внедрение в 1942 г. поточного метода производства деталей, механизация процесса передвижения грузов. В результате повысилась степень дифференциации и специализации труда, снизились временные затраты и себестоимость продукции (например на 25-30% в цехе отливки поршневых колец). Награждения: за период войны моторостроители 19 раз получали переходящее Красное Знамя ГКО как победители социалистического соревнования. После войны Знамя осталось на вечное хранение на заводе. За успешное выполнение заданий по производству моторов 21 июня 1943 г. награды получили 88 работников завода, в том числе 11 орденов Ленина (среди них: директор завода А.Г. Солдатов и главный конструктор А.Д. Швецов), 11 орденов Трудового Красного Знамени, 21 орден Красной Звезды, 25 орденов «Знак Почета» . В июле 1945 г. орденами и медалями было награждено 230 человек. Коллектив завода был награжден орденом Ленина.
Руководители в период Великой Отечественной войны: Г. В. Кожевников, (00.02.1940 - 00.05.1942 гг.); А. Г. Солдатов, (00.05.1942 - 00.04.1953 гг.
Источники: ГАПК. Ф. р-564. Оп. 4. Д. 160. Л. 7, 21, 37, 41, 64, 142, 149, 166, 171; ПермГАСПИ. Ф. 817. Оп. 2. Д. 25; Ф. 105. Оп. 7. Д. 58. Л. 130-134;
Литература: Быкова, Е.И. Машиностроительное производство в военное время // Формирование гуманитарной среды в вузе. Инновационные образовательные технологии. Компетентностный подход. 2015. Т. 1. С. 29; Попович, Е.В. Факторы успеха завода № 19 им. Сталина в годы Великой Отечественной войны // Город Пермь в промышленном развитии России: исторический опыт и современный потенциал. Материалы научно-практической конференции. 2018. С. 48-55; Тихонов, С.Г. Оборонные предприятия СССР и России. М.: ТОМ, 2010.